Одаренные дети - СШ 134

Одаренные дети

 Настоящее и будущее человечества напрямую зависит от тех   выдающихся людей, которые наделены творческой силой преобразования жизни. Сегодня как никогда уделяется много внимания построению целенаправленной системы работы с одаренными детьми. В данной статье представлен опыт работы ГУО «Средняя школа №134 г.Минска» по созданию системы работы с одаренными учащимися.

Цели работы с одаренными детьми

  1. Выявление одаренных детей
  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей
        Отличительные черты одаренных детей
  • высокий энергетический уровень, спят они меньше обычного;
  • моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;
  • зрение еще нестабильно;
  • они остро реагируют на все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
  • могут следить за несколькими процессами одновременно и активно исследуют все окружающее;
  • способны воспринимать связи между предметами и явлениями, делая собственные выводы;
  • у них отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают им накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
  • большой словарный запас, к тому же они любят и могут изобретать собственные слова;
  • предпочитают часто сами длительно искать ответ на интересующий вопрос и не всегда воспринимают ваше уже готовое решение;
  • повышенные математические способности в вычислении и логике;
  • способны концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросают то, что показалось понятным и наскучило;
  • у них обостренное чувство справедливости, они остро реагируют на несправедливость и предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
  • они часто обладают богатой фантазией и воображением, придумывают образы братьев и сестер, друзей и врагов;
  • хорошо развито чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов, шутки, могут до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
  • им недостает энергетического баланса – они нетерпеливы и порывисты;
  • для них характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
  • нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у таких детей трудностей в общении со сверстниками.

           Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

 Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции;
  • знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальный игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.